Как выбрать изразцы для отделки?
Виды печных изразцов.
Перед началом облицовки плитка должна быть правильно отобрана. Так как изразцы могут отличаться немного по оттенку и форме, необходимо начинать с сортировки. Даже заводские образцы обладают такими отличиями, но при укладке это, хотя и создает определенные трудности, позволяет придать поверхности дополнительное изящество.
Во время сортировки надо сразу отбраковывать материал, который имеет дефекты. Для печи не подходит плитка, которая имеет сколы, трещины, заметные неровности на поверхности.
Это означает, что внутри нет трещин, которые обязательно станут причиной разрушения во время эксплуатации, а заменить расколовшуюся плитку будет трудно.
После отбора надо все изразцы разделить по цвету, после чего начать обработку. Иногда требуется подпилить края, обтесать поверхность. По стальной проволоке производится перепил, выполнять такую работу должен специалист, так как можно легко повредить материал, а стоимость его высокая.
Изготовление печи из металла своими руками
При выборе чертежа для выполнения печи своими руками учитывается ряд факторов:
- площадь помещения — от нее зависят габариты устройства;
- наличие желаемых функций — нагрев воздуха, воды;
- присутствие каменки открытого или закрытого типа;
- теплоемкость — защитное экранирование.
Расположение устройства в помещении также играет существенную роль. Если требуется компактная печь для маленькой парной, подойдет расположение в углу. В этом случае лучше выбрать модель с выносной топкой или вертикальную. При расположении в центре парной печь больших размеров может быть горизонтальной и массивной для качественного прогрева помещения.
Материалы
При изготовлении печи самому предпочтение отдается листовой стали. Ее удобно разрезать, сгибать, сам материал отличается устойчивостью к прогоранию.
Для долговечности самодельной печи требуется довольно толстый слой стали, но чересчур большая ширина слоя (например, 1 см) может привести к длительному разогреву устройства, снижению его КПД.
Поэтому оптимальным выбором будет сталь толщиной 5—7 мм для топки и 3—4 мм для корпуса.
Остальные детали — дверцы, петли к ним, задвижки, кран для бака с водой, решетки для зольника и каменки рекомендуется купить в специализированных строительных магазинах. Дымоход изготавливается из кусков трубы подходящего диаметра (не менее 10 см), ножки — из металлических обрезков достаточной толщины, чтобы выдержать вес печи, а также сетки с камнями. Для наполнения каменки подойдут речные валуны округлой формы и подходящего размера.
Инструменты
Для выполнения всех этапов работы понадобятся следующие инструменты:
- сварочный аппарат;
- болгарка с отрезным диском по железу;
- емкость для замешивания раствора;
- печной молоток-кирка;
- мастерок;
- правило.
Чтобы работа проходила безопасно, требуется приобрести средства защиты: специальную маску и перчатки. Понадобятся различные измерительные приборы: рулетка, строительный уровень.
Этапы постройки. Как правильно сварить конструкцию?
Первым делом под печь подготавливается место, закладывается фундамент. Большинство металлических устройств компактны, поэтому не требуют бетонной заливки, достаточно выложить основание из двух рядов кирпича. В случае если решено выкладывать тяжелый кирпичный экран, целесообразнее позаботиться о полноценном фундаменте:
- Разбирается пол в месте установки печи, вырывается котлован глубиной в полметра.
- На дно насыпается дренажная подушка: слой мокрого песка, второй пласт битого щебня или специального гранулированного керамзита.
- На дренаж ставится опалубка из дерева, заливается бетонной смесью.
- После просушки фундамента на него кладется двухслойная гидроизоляция (рубероид).
После подготовки фундамента обеспечивается термоизоляция будущего места для прибора. Стены и потолок зашиваются огнестойким материалом, само устройство устанавливается так, чтобы до стен оставался зазор не менее 30 см.
Затем приступают к сварке деталей конструкции:
- По чертежу при помощи болгарки нарезают куски листовой стали для корпуса, внутренних камер.
- Свариваются боковые стенки, днище корпуса. В лицевой части вырезаются отверстия для топочной камеры и зольника. Внутри к стенкам корпуса привариваются металлические уголки для крепления отсеков.
- Свариваются и устанавливаются топочная камера и зольник с разделяющей их решеткой.
- Проводится сварка и последующее размещение внутренней каменки и бака для воды (при наличии в проекте).
- Приваривается труба дымохода и ножки корпуса.
После установки печи выкладывают кирпичный экран с расчетом отступа в 3—5 см от стенок устройства. Ширина кладки обычно берется в половину кирпича, в нижней части оставляют небольшие окошки для циркуляции воздуха.
Возможные сложности в установке
При самостоятельной работе над изготовлением устройства встречаются следующие ошибки:
- несоответствие размеров прибора и парной — приводит либо к быстрому перегреву воздуха, либо к невозможности создать комфортную температуру;
- недостаточно тщательная изоляция дымохода — из-за постоянного соприкосновения с раскаленным воздухом дымоход чаще всего становится причиной возникновения пожароопасных ситуаций;
- неправильное расположение экрана печи, чересчур близко к стенкам корпуса — это приводит к перегреву стали, сокращает срок эксплуатации.
Внимание! Для того чтобы избежать основных ошибок, следует перед началом работы создать точный чертеж аппарата и посоветоваться с опытным мастером
Народная мудрость в картинках на изразцовых печах
В период XVII-XIX веков становятся популярными изразцы для печей и каминов с сюжетной росписью. Такие изображения передают нам особенности взаимоотношений и жизни людей того времени. Порой изразцы выступают настоящим учебным пособием, как в случае с печью во дворце Юсуповых, с которой мы познакомились ранее. А некоторые экземпляры даже несут в себе философские суждения и народную мудрость, увековеченную в керамике мастерами.
Изразцы с письменными заметками можно встретить на печах в Архиерейских палатах. Это целый комплекс зданий в Суздальском кремле, который предназначался для церковного верховенства. Сооружения возводились на протяжении XV-XVII веков. В конце XVII-начале XVIII века отдельные здания комплекса были объединены. В этот же период на втором этаже была построена Крестовая палата для торжественных событий и приёма гостей. Помещение представляет собой самый роскошный и великолепный зал.
Две изразцовые голландские печи барочного типа, отапливавшие Крестовую палату, появились в середине XVIII века. Их керамическая отделка схожа. Основные элементы украшает сюжетная роспись с небольшим текстовым сопровождением. Отличается лишь цвет пигмента росписи: синий и коричневый.
Фото: изразцовые печи Крестовой палаты, Суздаль
Фото: изразцы печные, середина XVIII в.
Схожие изразцы можно увидеть в Костромском Ипатьевском монастыре. Такая печь украшает Палаты бояр Романовых. Её появление датируется XIX веком и связано с перестройкой монастырских келий в царские палаты под руководством архитектора Фёдора Фёдоровича Рихтера. Текстовые фрагменты и сюжеты данной керамической отделки ближе к религиозным догматам, а некоторые и вовсе цитируют Священное писание. Связано это с тем, что выполнялась роспись церковными мастерами.
Фото: печь с изразцами Палат Романовых, Кострома
Фото: изразец печной, середина XIX века
Например, изразец для печи на фото гласит «Милость и истина сретостася», что означает «Милость и истина встретятся». Речь идёт о милости и справедливости Господа в день Суда. В верхней части плитки изображён мешок, символизирующий поступки и деяния человека на протяжении жизни. И для каждого человека стоит вопрос, перевесит ли чаша весов с мешком чашу, наполненную водой божественного милосердия.
Фото: фрагмент керамической отделки печи, середина XIX века
Картинка на изразцовой печи на фото озаглавлена надписью «С тобою засыхаю». Всем известен библейский символизм, олицетворяющий вселенское зло в образе змея. Так и здесь мы видим, как зло губит всё живое на своём пути. Человек, окутанный злом, засыхает подобно деревцу, которое превратилось в безжизненную корягу в объятиях змея.
Удивительно, насколько необычной и многообразной может быть изразцовая отделка печей. Благодаря кропотливому труду мастеров в керамике могут застыть страницы истории, мифы и легенды, мудрость веков, культурные ценности, традиции и даже религиозные догматы. Керамическая облицовка очага может не только радовать глаз, но и быть наполненной содержанием и глубиной.
Рассмотренные творения не объединяет ни время или место их создания, ни происхождение или культура их создателей. Приравнять их можно только по одному выразительному признаку – вложенной частичке души мастеров. Эти печи являются лишним доказательством того, что керамика – это бессмертное искусство, способное говорить, передавать мысли и заставлять задуматься.
Особенности отделки
Во многих тематических магазинах представлены в широком ассортименте изразцы для камина, изготовленные из качественной керамики. Технологически в процессе производства декоративного элемента используется глина, которая в последующем обжигается по уникальной методике. Благодаря этому производители выводят на рынок изделия различной формы.
Плоские элементы используются для облицовки вертикальных и горизонтальных участков камина, а угловые элементы помогают завершить процесс в наиболее тяжелых местах, где стыкуется выступы печи друг с другом или со стеной. При тщательном подходе к процессу облицовки камина изразцами можно отыскать такие элементы с плоской поверхностью, которые будут стыковаться под самым, на первый взгляд, неестественным углом.
Что касается формы элемента, то она может быть как классической, так и более причудливой, футуристичной. В результате любой желающий сможет выбрать для себя комплект изразцов, с помощью которых получится облицевать камин любой формы. В то же время, если в доме классическая печь прямоугольной формы, то благодаря такой отделке ей можно придать оригинальный дизайн, повторить который вряд ли получится.
Для почитателей классики в гостиной, кабинете или библиотеке прекрасно подойдет терракотовый цвет изразцов с грубой обработкой. Такие плитки напоминают древнюю глиняную посуду. Майоликовая плитка делает изразцовые камины гладкими, словно залитыми блестящей глазурью.
Рассматривая особенности декоративного элемента, встает закономерный вопрос, а чем же отличаются изразцы для камина от обычной керамической плитки. Чтобы получить ответ, необходимо рассмотреть оборотную сторону изделия. Здесь находится румпа – своеобразная рамка прямоугольной формы и высотой несколько сантиметров, внутри которой повторяющийся рисунок изразцов. При помощи этого выступа происходит фиксация декоративного элемента к порталу камина.
Виды изразцов для печи и камина
1. По форме
Изразец на печь может быть уложен только целым, иначе его уникальные свойства аккумуляции тепла сведутся к нулю. Поэтому, с точки зрения формы для изразцов, выделают три основных элемента:
плоские (фронтальные). Предназначены для облицовки ровных поверхностей;
угловые. Соответственно, для облицовки углов;
фасонные. Позволяют облицевать выступающие части (например, карнизы) и выделить зоны. В основном используются как декоративные изразцы.
Формы изразцов
Разнообразие форм изразцов не ограничено стандартными элементами, существуют разные варианты (как на картинке)
Рельефные и гладкие изразцы- рельефные; — гладкие.
Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net
3. По типу поверхности
Глазурованные изразцы- глазурованные (глянцевые);
— не глазурованные изразцы (терракотовые)
не глазурованные (матовые, терракотовые). Данный вид отличается более низкой, по сравнению с глазурованными изделиями ценой.
Изразцы с рисунком- с рисунком;
Изразцы без рисунка
— без рисунка.
5. По стилю орнамента
Тематика рисунков и цветовая гамма изразцов передают дух той страны, в которой они созданы.
Голландские изразцыГолландские изразцы. Им свойственная синяя цветовая гамма на снежно-белом фоне. Из мотивов преобладают морские, степные пейзажи, корабли, мельницы, пастушки и т.п.
Испанские изразцы
Испанские изразцы. В них ощущается влияние восточных искусств. Сложные орнаменты отражают образ жизни востока.
Немецкие изразцы
Немецкие изразцы. Отличаются четкостью линий и лаконичностью рисунка. Изразцы немецкого производства имеют наибольшее постоянство размеров и практически не нуждаются в дополнительной обработке перед облицовкой.
Русские изразцы
Русские изразцы. Поражают буйством краски и разнообразием орнаментов и узоров. Различные регионы имеют свои стили создания рисунка и рельефа на изразцах.
Ярославские изразцы
Ярославские изразцы. Один из ярких представителей русской ерамики. Их отличие в сложном рисунке и приглушенной цветовой гамме.
6. По размеру
Стоит отметить, что размеры изразцов у каждого производителя могут варьироваться. Это связано с технологией производства. Тем не менее, изразцовая плитка соответствует габаритам:
толщина изразца 45-50 мм;
размеры квадратного изразца (длина-ширина) 200х200, 220х220, прямоугольного 205х130 мм.
Данные показатели регламентируются ГОСТ 3742-47.
7. По виду румпы
Простая румпа изразцапростые. Румпа имеет наклонный срез;
Румпа изразца с бортиком
с бортиком. Наличие бортика делает крепеж более удобным (за счет наличия в них крепежных отверстий) и надежным.
Ячеистая (сотовая) румпа изразца
Встречаются румпы с более сложной конфигурацией бортика и наличием нескольких камер.
Самым востребованным на сегодня среди пользователей видом изделия считается глазурованный изразец с нанесенным рисунком.
Это интересно: Предбанник — примеры обустройства
Виды изразцов и стили интерьера
Производители устанавливают свои уникальные размеры и имеют свой цветовой и скульптурный дизайн изразцов, но типизация все же имеется: стеновые, угловые и карнизные элементы. практически все производители выпускают как гладкие изразцы, так и рельефные, угловые, бордюрные, вставки и накрывные полки. Для обрамления топок имеются угловые изразцы. Кроме того, конструкции печей и каминов требуют карнизных прямых и угловых деталей, и сквозных решеток – все это также имеется в ассортименте. Предпочтителен индивидуальный заказ, поскольку изразцы конструктивно связаны с печью, и размеры и конфигурация печи или камина определяют комплектацию изразцовых изделий. Тем не менее, разрабатываются размерные сетки, дающие возможность выполнять наборы изразцов для габаритных отопительных агрегатов, с минимальной потребностью в нестандартных изделиях. Эти разработки обусловлены отчасти необходимостью в «удержании» очень высоких цен и привлечении потребителей.
Размеры изразцов варьируются даже у одного производителя в довольно широком диапазоне – от 50 мм до 500 мм. Веса соответственно разные – классический изразец с высоким румпом 25 мм и размером 220*250 мм весит около 2 кг.
Глазурь может быть глянцевая, матовая и полуматовая. Выбор определяется и личным вкусом, и требованиями конкретного интерьера. Глянец изразцовой печи создает особые эффекты, очень зависящие от расположения печи в помещении относительно окон. Изразцовая печь с глянцевой поверхностью при дневном освещении очень сильно бликует – это обязательно учитывают при разработке дизайна.
Интерьерные стили, гармонирующие с изразцовыми печами и каминами – с трудом поддаются перечислению, а классификация просто теряется. «Базовые» стили – классические, современная готика, модерн и барочные. О русском стиле, кантри и шале можно не упоминать – они по определению в одном стилевом потоке с изразцовыми печами. Диапазон огромен: викторианские стили и прованс, ампир и неоренессанс, с одной стороны, и ар деко, хай тек, минимализм и эко-стили – на другом полюсе. И все это возможно и органично сочетается с изразцовым отопительным агрегатом.
Немалую роль тут сыграли и современные технологии, дополняющие ручное производство изразцов. Ручное литье теперь дает неплохую геометрию, и многие производители регламентируют линейную погрешность по сторонам изделия всего в 0,5 мм. Подгонка таких изделий практически не нужна. Это не только сокращает трудозатраты на монтаж, но и дает возможности расширения стилевых решений – ведь минималистские стили и хай тек по определению геометрически линейны и точны. Высокие рельефы – около 10 мм от оснований плиток – еще больше расширяют возможности декора, особенно в сочетании с новыми приемами и техниками художественной росписи.
Безопасная эксплуатация – один из основных критериев выбора облицовки не только для банной печи, но и для камина и печи с лежанкой.
Производители изразцов предлагают как готовые наборы, так и работы по специальным заказам, в соответствии с интерьерным оформлением помещения, в котором будет возводиться изразцовая печь или камин.
Изразцовый отопительный агрегат требует особого ухода за поверхностью, хотя и довольно простого:
- Первую топку печи или камина проводят не раньше, чем агрегат будет полностью просушен – здесь следует строго соблюдать рекомендации мастера.
- Мыть глазурованные поверхности следует мягкими средствами, без абразивных компонентов, можно использовать бытовые моющие средства для мытья посуды и окон.
- Инструменты для мытья и чистки изразцов – мягкая щетка с натуральной или искусственной щетиной, губка.
Глазурованная поверхность исключительно прочна – но возможны хрупкие разрушения как по массиву материала, так и скол или повреждение глазури при сильном прямом ударе по изразцу металлическим или другим твердым предметом. Изразцы следует беречь – ведь заменить изразец, конструктивно скрепленный с наружной стенкой печи, даже при наличии резерва – очень непростое и затратное дело.
Кладем плитку
Начинается облицовка печи керамической плиткой с подготовки кирпичной поверхности. От правильности выполнения этой операции и будет зависеть результат проделанной своими руками работы.
- Поверхность печи для бани тщательно очистите от пыли следов раствора металлической щеткой или болгаркой с абразивным кругом;
- Расширьте швы на кирпичной кладке на глубину около 1 см в глубину;
- Производим обтягивание печи или камина сеткой металлической и крепим ее к поверхности при помощи дюбелей, которые должны размещаться на расстоянии не более 50 см; до конца их не вкручивайте, оставьте до 1 см на поверхности. Это будет дополнительным зацеплением;
Крепление сетки к поверхности кладки
Перед началом работ своими руками следует хорошо протопить камин или печь и дать ей остыть
Обратите внимание, что кирпичная поверхность должна быть сухая;
По верхней части сетки наносим цементно-песчаный раствор тонким слоем. Производим его затирку
Только так начинается облицовка плиткой печи. Подготавливаем всю поверхность сетки к работе;
Дожидаемся полного высыхания нанесенной основы печи — облицовка керамической плиткой производится на сухую поверхность. Плитка облицовочная для печи должна быть подготовлена заранее;
Производим кладку плитки на подготовленную основу
- Первый ряд обязательно отмечаем с помощью шнура и уровня. Должен быть идеальная параллельность. По первому ряду будет осуществляться кладка, поэтому вся конструкция может приобрести неправильную форму;
- Облицовка печи кафельной плиткой своими руками начинается с первого нижнего ряда. Смесь наносим на плитку при помощи специального зубчатого шпателя с прямоугольными зубьями;
- Прижимаем плитку с нанесенным раствором к поверхности кладки печи руками. Делаем усадку, пристукивая по поверхности рукой или резиновым молотком. Прижимаем до тех пор, пока все швы не будут заполнены;
- Если требуется подрезка углов или другой части, тогда такой материал кладется после целой плитки;
- Зазоры между плиткой и прямой угол их соединения выставляется при помощи пластиковых крестиков (существует большое количество наборов в розничной сети. Толщину крестика выбирайте индивидуально, это будет ширина шва в кладке);
- Внимательно следите за положением каждого элемента в ряду, не допускайте перекосов, от этого зависит насколько красиво будет выглядеть облицовка печи кафельной плиткой. Для проверки параллели применяйте строительный уровень. Плитка для печи облицовочная после укладки протирается сухой тряпкой (удаляем потеки и загрязнения);
- Ждем несколько дней. Даем высохнуть изделию полностью. Плитка для облицовки печи должна полностью просохнуть. Заделываем швы между рядами. Для этого можно подготовить цементный раствор, чтобы его консистенция была похожа на пластилин, затираем все швы.
Подготовка изразца к облицовке
Учитывая способ изготовление изразцов можно отметить, что все плитки будут отличаться по размеру и оттенку.
С размером проще – все изразцы подгоняются под один размер с помощью болгарки и шлифовки рашпилем. При этом если нужно распилить изделие на части сначала нужно сделать запил лицевой глазурованной поверхности.
Примечание. Чтобы не повредить поверхность изразца при дальнейшей шлифовке сначала на глазурованной поверхности нужно сделать небольшой скос. Таким образом, изразцы будут опираться друг на друга ребром, а не декоративной поверхностью. На качестве укладки это никак не отразится.
Но если размер можно привести в единое соответствие, то цвету нужно уделить внимание. Изделия следует сгруппировать таким образом, чтобы переход между оттенками был как можно менее заметным
При этом мастера советуют укладывать изразцы с темными оттенками внизу.
Изделия с обнаруженными дефектами (трещинами, сколами, дефектами рисунка) могут пригодиться для подрезки. Их также можно уложить в месте примыкания к стене или других малозаметных местах. Варианты укладки изразцов: первый рисунок — с сортировкой, второй — без.
Облицовка печи с сортировкой изразцов и без. Схема укладки изразцов с перевязкой и безКроме того, существуют способы укладки изразцов с перевязкой и без таковой. На этом подходы к укладке не ограничиваются и определяются рисунком, рельефом изразца и фантазией автора.
Раскладка изразцов
Отсортированные изделия нужно разложить в соответствии с чертежом на ровной поверхности.
Примечание. Перед выкладкой изразцов удобно обозначить очертания печи малярной лентой.
Если размеры изразца превышают размеры печи, края плитки нужно зашлифовать (сточить) до нужного размера. Если меньше, можно увеличить толщину шва между плиткой. Однако его толщина не должна превышать 1 мм. для вертикального шва и 3 мм. для горизонтального. Выложенные изразцы нумеруют с обратной стороны и приступают непосредственно к печной облицовке.
Конструкция изразцов
Изразцы – это керамическая плитка оригинальной конструкции. Полотно плит может иметь разную фактуру – гладкую, шероховатую, структурную. Но суть изделий – коробчатый формат.
Плитка состоит из:
- лицевой части;
- пластины – самого верхнего слоя;
- румпы – элемента, который и выделяет эту керамику среди всех остальных видов;
- отверстий для штырей, расположенных в румпе.
Объёмная форма, образованная за счёт румпы, делает облицовку термоинертной – теплоотдача печного покрытия ощущается несколько дней. Благодаря коробкам между плиткой и поверхностью камина образуется пространство. Ему мы и обязаны аккумуляцией тепла и столь продолжительной отдачей тепла помещению.
Отверстия в румпе нужны для штырей или проволоки, которые вмуровывают в кирпичные стыки – это делает отделку более прочной и надёжной. Классическая схема облицовки подразумевает отказ от клея или других подобных связующих. По этой причине теплоотдача повышается ещё больше.
Несмотря на инертность теплоносителя, тепло печи, покрытой изразцами, очень мягкое. Хорошо прогревая помещение, печь при этом не способна обжечь.
4 этап — Изготовление формы для изразца
Подсохший шаблон помещают в опалубку и увлажняют с помощью
пульверизатора. Легкий блеск на поверхности подскажет, какое количество влаги
будет достаточным.
Как приготовить гипсовый раствор
Состав простой: гипс и вода, которые замешиваются в
пропорции 7:10. При этом, гипс засыпается в воду, а не наоборот.
Совет. Ввиду того, что гипсовый раствор быстро теряет
требуемую текучесть (вязкость), его лучше готовить в половинке резинового мяча.
Так проще перемешать компоненты до однородной массы.
Новичкам рекомендуется заменить гипсовый раствор шпатлевкой.
Она дольше сохраняет текучесть.
Заливка гипса в опалубкуПодготовленный гипс выливается на шаблон тонким слоем
Здесь важно проследить за тем, чтобы раствор заполнил все участки. Ведь на этом этапе формируется внешний вид будущего изразца
Далее форма заливается гипсом полностью.
Мастера не советуют делать формы для изразцов для изнаночной
стороны (румпы). Лучше сформировать ее руками, так сцепление с лицевой частью
изделия будет более прочным.
Схватится гипс уже через 7-10 минут, а через 20 полностью
затвердеет. После этого опалубка снимается, а форма вместе с шаблоном
подвергается сушке. Сушить лучше при комнатной температуре. Это увеличит время
сушки, но снизит вероятность появления повреждений в шаблоне.
Осталось только отделить готовую форму от шаблона. Сделать
это легко, поскольку глина при сушке уменьшается в размерах (сжимается). Тем не
менее, следует проверить, чтобы в форме не осталось глиняных крошек. Поэтому,
ее лучше вымыть и просушить. Правильно сделанная гипсовая форма обеспечивает
качественную формовку примерно для двух сотен изразцов. При этом учтите, что на
их изготовление с использованием только одной формы уйдет значительное время.
Для повышения производительности нужно изготовить несколько гипсовых форм и
делать одновременно большее количество изразцовых плиток.
Если данная процедура кажется слишком сложной, то советуем
ознакомиться с тем, как сделать изразец без изготовления формы.
Изготовление изразца с гладкой поверхностью без формы — видео
Продолжение
Для того чтобы не тратить время на изготовление формы,
мастера советуют использовать обычную кухонную емкость. При этом пластиковая
емкость хороша тем, что в нее лучше укладывать глину. Готовому изразцу она
придает необходимую жесткую форму, но сложнее вынимать плитку. А из силиконовой
формы изделие проще вытягивать.
Теперь, когда форма готова можно приступить к изготовлению
изразцов для печи и камина.
Устройство и особенности работы
Поверхность изразца может быть ровной или шероховатой, а оборотная — только вогнутой, заполняемой песком или битым кирпичом, насыпаемым в румпу. Это необходимо для создания своего рода термоподушки.
Изразцовая печь, построенная из специальных изразцов или облицованная кафелем, не только долго сохраняла тепло, более медленно отдавая его окружающему пространству, но и за счет термоподушки получала его, пусть и небольшую часть, обратно. А точки крепления, специально сделанные на оборотной стороне (кроме области румпы), также давали возможность не только более крепкого сцепления с кирпичной кладкой печи, но и синхронного с нею расширения при нагревании и сжатия при охлаждении. То есть, согласно специальному техническому термину, система позволяла им «дышать» вместе с печкой. Изразцы просты в уходе, так как легко моются. А также они накапливают на себе меньше грязи и пыли, по сравнению с известкой или кирпичной кладкой.
Изразцовая печь с толстенными стенками, позволившими обеспечить вполне приемлемые условия для существования человека в России в зимний период, были прозваны голландками. Видимо, за непременно наличествующий синий рисунок на кафеле в делфтском стиле, хотя на самом деле в Европу они попали уже из России. Но в истории так часто бывает. Сюжетами делфта являются морские пейзажи, корабли, люди разных сословий и занятий и тому подобные картинки из жизни. В середине позапрошлого века такой стиль породил народный промысел в подмосковной Гжели, существующий до сих пор.
Немного истории
Но сначала, давайте поговорим, о том, что такое изразцы и откуда они появились?
Начнем с того, что изразцы недопустимо относить исключительно к декоративной отделке. Эти изделия не только служат украшением для печей или каминов. Они создают уникальный художественный образ и стиль. Нарядная облицовка притягивает взоры окружающих. На цветные изразцы можно смотреть бесконечно долго, находя все новые и новые детали, моменты, повороты орнаментов и сюжетов. Изразцы – это не просто украшение, это часть целой культуры и традиции. (См. также: Как обложить печь плиткой)
Изразцовые печи появились в России много столетий тому, еще в XVI веке
Изразцы стали важной частью русской культуры. В результате чего был сформирован самобытный старорусский стиль, который характеризуется разноцветной, яркой росписью, замысловатыми сюжетами и сложными растительными орнаментами
Стоит также отметить, что изразцовые печи были в почете у многих состоятельных людей, печи с такой облицовкой встречались в царских резиденциях, боярских теремах, и жилищах богатых горожан.
Мастера не жалели своих сил на то, чтобы угодить своим влиятельным и капризным заказчикам. Благодаря такому усердию было изобретено невероятное количество художественных и технических приемов, которые сегодня позволяют создавать самые настоящие керамические шедевры. А русская печь с изразцами давно стало символом культуры целого народа.
Но со временем все поменялось, после того, как знать стала копировать западноевропейскую моду. В XIX столетии состоятельные господа стали предпочитать голландским изразцовым печам, с их монохромным декором. (См. также: Как класть печь)